Если лицо решило приобрести транспортное средство, то составить договор купли-продажи нужно обязательно, так как транспорт — это имущество. Если стороны сделки покупки мопеда решили не составлять договор, и в случае, если покупателя остановят сотрудники ДПС, они могут конфисковать скутер. Право собственности на транспортное средство доказывается владельцем при помощи чека на покупку из магазина или письменного документа купли-продажи.
Действия перед заключением соглашения
Чтобы себя обезопасить и не связаться с мошенниками, перед покупкой мопеда нужно проверить всю его историю. Первое действие покупателя перед составлением договора — обращение в ГИБДД. На каждом посту есть база угнанных или находящихся в розыске автомобилей и других транспортных средств. Любое лицо может обратиться к сотрудникам ГИБДД на любом их посту для проверки мопеда перед покупкой. Существуют и онлайн ресурсы, сайты в интернете, на которых лицо может проверить интересующее транспортное средство не выходя из дома. Человек вписывает модель, тип и номер мопеда и сайт выдает его историю.
Если транспортного средства нет в базе данных ГИБДД, значит оно не было украдено, угнано, его не арестовывали и не объявляли в розыск и т. д. Покупатель может смело составлять и оформлять договор купли-продажи с продавцом. Если обнаружено какое-нибудь нарушение, стоит более подробно проверить ситуацию перед тем, как покупать мопед.
Правила составления договора
Договор составляется в простой письменной форме, от руки или печатается на компьютере.
Оформление договора купли-продажи мопеда:
- В начале документа пишется дата (цифрами и прописными буквами) и место его подписания. Оформляются данные сторон, информация из паспортов, если это юридическое лицо, указывается должность, название фирмы, регистрационные номера и выписки и т. д.;
- Описывается скутер, все его характеристики. Номер его паспорта, название организации, выдавшей паспорт, дата выдачи, идентификационный номер, описывается цвет мопеда, его тип, есть ли кузов и шасси, год изготовления и модель двигателя;
- Пишется цена. Денежная сумма должна быть реальной и прописана буквами. При расторжении договора покупателю будет возвращена именно та сумма, которая написана в акте;
- Вписываются все права и обязанности покупателя и продавца, чтобы избежать конфликтов и ссор в дальнейшем. Этот пункт важен, при помощи него стороны знают свои обязательства;
- Данные о регистрации мопеда. Зарегистрировать его можно в любом регионе Российской Федерации, поэтому перерегистрацию и передачу прав описывают в договоре купли-продажи;
- Дополнительные условия и требования, а в конце — подписи сторон.
Акт должен быть составлен в трех экземплярах, два остаются у сторон сделки, а третий предоставляется в ГИБДД для перерегистрации транспортного средства. На регистрацию мопеда покупателю отводится 10 дней.
Скачать образец договора купли-продажи мопеда можно по ссылке.
Необходимые документы
На любом посту ДПС водителя могут остановить и попросить предъявить документы на владение транспортным средством. Это происходит для предотвращения угона. Сотрудникам дается определенное описание транспортного средства и многие мопеды могут под него подходить. Во избежание разбирательств нужно иметь с собой договор купли-продажи, по которому работники ДПС смогут понять, что это собственность водителя.
Для составления и оформления договора купли-продажи мопеда нужно:
- Удостоверение личности продавца и покупателя. Для физических лиц — это паспорта, для юридических лиц, кроме паспорта, нужно иметь официальные документы организации;
- Все бумаги транспортного средства, паспорт, свидетельство о регистрации мопеда, технический паспорт и т. д.;
- Если сделку проводит не владелец мопеда, а доверенное лицо, то нужна будет доверенность и паспорт поверенного.
Рекомендуется составить акт приема-передачи мопеда. В акте приема-передачи оформляются все недостатки, дефекты и повреждения объекта. При помощи этого документа можно будет защищаться в суде. Он поможет, если продавец не сказал о каких-либо повреждениях или дефектах покупателю, а лицо обнаружило их только после покупки. Акт поможет и в случаях, если покупатель поломал транспортное средство после покупки, но обвиняет в этом продавца. Акт приема-передачи должен быть составлен в двух экземплярах, во время его подписания передаются ключи от мопеда.
Регистрация мопеда в ГИБДД
После заключения сделки покупателю дается 10 дней для того, чтобы перерегистрировать транспортное средство на себя. Для этого лицу необходимо обратиться с заявлением в ГИБДД.
Список необходимых документов для регистрации мопеда в ГИБДД:
- Письменное заявление с просьбой о поставке транспортного средства на учет;
- Покупатель берет у продавца диагностическую карту и вместе с ней идет в ОСАГО, где должен взять полис, выписанный на его имя;
- Паспорт транспортного средства и технические документы;
- Свидетельство о регистрации мопеда в ГИБДД на прошлого владельца;
- Договор купли-продажи мопеда, составленный и оформленный по всем требованиям Законодательства Российской Федерации;
- Паспорт нового владельца транспортного средства и его копия.
Если покупатель не успел перерегистрировать объект в течение отведенного на это срока, за 10 дней, то прежний владелец мопеда вправе остановить регистрацию и потребовать расторжения договора. Покупатель может получить административный штраф. Лицо может предупредить прежнего собственника имущества о возникших проблемах с перерегистрацией транспортного средства и с его согласия приостановить сделку до решения возникших проблем.
Заключение сделки осуществляется после подписания основного договора и акта приема-передачи. Заверение у нотариуса необязательно, выполняется по желанию сторон сделки. Государственная пошлина за заверение в нотариальной конторе договора купли-продажи мопеда будет стоить 850 рублей, как за полноценный автомобиль.