Порядок заключения договора купли-продажи бизнеса

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Процесс составления договора купли-продажи бизнеса, а также процедура осуществления сделки, регламентируется статьями 556-566 ГК РФ. Осуществление купли-продажи предприятия следует осуществлять как передачу целого имущественного комплекса, что влечёт за собой определенные риски.

Порядок заключения сделки

Согласно статье 561 Гражданского Кодекса Российской Федерации, перед тем как продавать бизнес, лицо должно провести его оценку, чтобы определить состав и стоимость. Таким образом продавец сможет наиболее эффективно и выгодно для себя оформить сделку.

Этапы купли-продажи бизнеса:

Бесплатная консультация юриста по телефону:
  • принятие решения о продаже бизнеса и уведомление об этом всех акционеров и участников;
  • получение согласия от всех совладельцев предприятия (обязательно в письменном виде);
  • подписание договора купли-продажи;
  • передача всех необходимых документов и актов по мере перевода денежных средств и полного перехода компании к новому владельцу;
  • государственная регистрация передачи прав на предприятие.

Перед подписанием договора и подготовлением всех необходимых документов необходимо провести следующие процедуры:

  • инвентаризация для установления всего имущества, участвующего в сделке;
  • бухгалтерский отчёт для определения финансового состояния фирмы;
  • выявление кредиторов и должников для погашения всех задолженностей;
  • независимая аудиторская проверка для подтверждения всех сведений о предприятии.

В последствии полученные после этих процедур документы, будут прикреплены к остальным передаваемым актам, как подтверждение о состоянии фирмы.

Оформление договора купли-продажи

Договор купли-продажи бизнеса необходимо составлять в письменной форме. Игнорирование этого правила влечёт за собой недействительность сделки. Контракт является действительным только после государственной регистрации. Только после этого новый владелец вступает во владение имуществом. Соглашение о передаче бизнеса составляется по форме, предусмотренной Гражданским Кодексом РФ.

Порядок пунктов договора должен быть такой:

  • В начале документа стороны указывают место и дату его составления, а также точные данные удостоверений личности и регистрационные данные юридических лиц;
  • В первом пункте акта расписывается предмет договора, в котором продавец разъясняет и описывает в чем заключается бизнес и какие он имеет на него права;
  • Во втором положении договора стороны пишут срок его действия. После акта приема-передачи бизнеса срок действия основного договора оканчивается;
  • Важнейшей частью документа является пункт, где стороны расписывают права и обязанности, которые получают на время действия акта продажи;
  • В четвертом пункте оформляется расчет стоимости, денежные суммы за каждый расход и указание бухгалтерских учетов продаваемого предприятия;
  • В положении номер пять разъясняется ответственность сторон при нарушении каких-либо условий или требований сделки;
  • В седьмом и восьмом пунктах стороны расписывают каким образом может произойти одностороннее расторжение сделки и как можно устранить конфликт без подачи иска в суд;
  • В положении номер девять описываются ситуации непреодолимой силы, при которых могут быть нарушены условия договора, но при этом ни одна сторона не понесёт ответственности;
  • В конце документа оформляются прочие, дополнительные условия, адреса и реквизиты продавца и покупателя, подписи с расшифровками.

Скачать образец договора купли-продажи бизнеса

Для заключения сделки о передаче бизнеса необходимо подготовить следующие документы:

  • договор купли-продажи, составленный по всем нормам, предусмотренным ГК РФ;
  • отчёт об инвентаризации;
  • бухгалтерский отчёт;
  • заключение независимых экспертов;
  • список кредиторов и обязательства фирмы перед ними;
  • акт передачи со списком всех недостатков.

Особенности процесса

Важным моментом купли-продажи бизнеса является обеспечение юридической чистоты сделки. Для этого необходимо учитывать следующие нюансы:

  • правильно установить законный статус передаваемой фирмы;
  • выявить все несоответствия в документах, которые могут воспрепятствовать сделке;
  • привести в порядок все долговые обязательства;
  • обеспечить прозрачность соглашения;
  • заранее предусмотреть неформальную передачу управления с учётом кадровой политики предприятия, чтобы не нарушать работоспособность компании.

Особенности осуществления сделки в России

Особенности купли продажи бизнеса в России заключаются в следующих рисках, сопровождающих заключение сделки:

  • непрозрачность деятельности компании: использование подставных лиц, оффшоров и т.д.;
  • формальное и неформальное управление, что затрудняет определение эффективности работы предприятия;
  • наличие незадокументированных соглашений, не имеющих юридической силы.

Наличие формальных и неформальных сторон работы компании объясняет отсутствие чёткого определения бизнеса в законодательстве, соответственно и строгого регламентирования договора купли-продажи бизнеса. Поэтому в контракте купли-продажи не учитываются многие факторы работы компании, что влечёт за собой непредвиденные последствия. Во избежание этого следует тщательно подходить к анализу состояния фирмы перед покупкой.

Плюсы и минусы

Плюсы покупки бизнеса:

  • приобретается предприятие, показавшее свою эффективность на рынке;
  • готовое помещение и оборудование;
  • наличие квалифицированного персонала;
  • отлаженная технология производства;
  • готовые договора с поставщиками;
  • отлаженная система сбыта товаров;
  • готовая документация.

К минусам приобретения предприятия относятся следующие риски:

  • несоответствие документации;
  • наличие долгов;
  • неформальные соглашения.

Для избежания рисков при покупке бизнеса следует тщательно подходить к оформлению документации и анализу дееспособности покупаемого предприятия. Для этого нанимают специализированных брокеров, которые занимаются сбором необходимой информации и оформлением договоров.

Бесплатная консультация юриста по телефону:
-->