При осуществлении любых операций с недвижимостью, таких как продажа, дарение либо аренда, необходимо заключить договор. Государственная регистрация документа обязательна, и является единственным подтверждением права собственности. О том, когда провести регистрацию земельного участка и каким образом это сделать, расскажет эта статья.
Нужно ли регистрировать?
Аренда земельного участка — это передача объекта во временное пользование третьему лицу. За наем изымается определенная плата. Таким образом, стороны договариваются о взаимовыгодных условиях, что предусматривает заключение соглашения. Договор об аренде — это документ, который обладает юридической силой и может привлекать стороны к административной и уголовной ответственности. Однако, основное назначение контракта — гарантировать законное совершение сделки на возмездной основе. При заключении соглашения участвуют две стороны: арендодатель — собственник земельного участка и арендатор. Закон не обязывает заверять документ у нотариуса, однако, для чистоты проведения сделки рекомендуется консультироваться с юристами. Помимо этого, требуется зарегистрировать документ в Росреестре.
В условия договора входят обязательства сторон, а также:
- срок найма земельного участка;
- стоимость;
- правила пользования землей, ограничения;
- временное оформление правоустанавливающих документов (если требуется);
- начисление пени за задержку оплаты;
- расторжение договора в одностороннем порядке;
- возмещение ущерба;
- случаи повышения арендной платы и др.
Важно учитывать, что за сдачу недвижимости в аренду изымается государственный налог — 13 процентов от стоимости. Обязательства по выплате НДФЛ иногда возлагаются на арендатора. Это условие также требуется включить в договор, чтобы в последствии у сторон не возникали имущественные споры.
Где регистрировать?
После подписания, договор требуется зарегистрировать в Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестре). Таким образом, вносятся учетные данные и арендатор становится официальным временным собственником земельного участка. Без регистрации, сделка не несет правовые последствия для сторон и является незаконной.
В Росреестр необходимо предоставить соглашение о найме земельного участка, если:
- длительность аренды более года;
- одна из сторон — юридическое лицо.
Соглашение о найме недвижимости оформляется письменно, в двух экземплярах. Если сделка заключается на минимальный срок (до 1 года) или неопределенное время, государственная регистрация документа не требуется.
Порядок действий
Для того чтобы зарегистрировать договор аренды, требуется обратиться в Росреестр по месту нахождения земли. В государственные органы предоставляются правоустанавливающие документы. Помимо этого, любые изменения условий сделки, а также расторжение контракта требуется внести в учет.
Порядок регистрации договора аренды земельного участка:
- написание заявления о постановке на учет временного владельца земли;
- государственная проверка подлинности документов;
- оплата государственной пошлины (2 000 рублей для физических лиц и 22 000 р. для организаций);
- выдача временного свидетельства права собственности и возврат соглашения арендодателю.
Процедура госрегистрации договора аренды земли занимает от 3 до 7 дней.
Список документов
Для того чтобы законно оформить сделку найма земельного участка, необходимо присутствие сторон.
Документы для регистрации договора аренды земельного участка:
- заявление от арендодателя;
- паспорта участников сделки;
- свидетельство права собственности;
- соглашение о найме;
- приложение к контракту (о пролонгации, внесении изменений или расторжении соглашения);
- квитанция по оплате госпошлины.
Заявление
Бланк заявления предоставляется в офис Росреестра. При подаче, должны присутствовать обе стороны сделки. Документ составляется собственником земельного участка, либо арендатором, по желанию.
Заполняя заявление для регистрации договора аренды требуется указать:
- наименование регистрирующего органа;
- адрес местонахождения;
- паспортные данные заявителя;
- ФИО арендатора;
- данные об объекте недвижимости;
- номер свидетельства о регистрации права собственности;
- адрес земельного участка;
- список прилагаемых документов;
- дата, подпись.
Скачать образец заявления для государственной регистрации договора аренды земельного участка по ссылке.
Отказ в регистрации
Государственные органы могут приостановить регистрацию соглашения, если:
- документы заполнены неверно;
- заявка подана повторно;
- на земельный участок наложен арест либо обременение;
- одна из сторон отзовет документы.
Также, при проверке документов может возникнуть сомнение в подлинности контракта. В этом случае, Росреестр откажет в регистрации.
Возможные причины для отказа в регистрации договора аренды земли:
- с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;
- бумаги не соответствуют требованиям законодательства РФ;
- свидетельство права собственности признано недействительным;
- отсутствие прав на земельный участок;
- сторона подписывала договор об аренде, находясь под давлением;
- недостаточное количество поданных документов;
- недвижимость не зарегистрирована в кадастре.
Что будет, если договор аренды земельного участка не зарегистрирован?
По законодательству РФ, любая операция с недвижимостью должна быть подтверждена в государственном органе. Если договор об аренде составляется на срок менее года, госрегистрация не требуется. В остальных случаях, сделка признается незаконной.