Как написать заявление в страховую компанию о наступлении страхового случая?

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Жизненные ситуации нередко приводят к серьезным последствиям не только в отношении имущества человека, но и в отношении жизни или здоровья его самого. Поэтому в последнее время в Российской Федерации получили распространение случаи страхования движимой и недвижимой собственности, а также жизней граждан. При наступлении серьезного происшествия представители страховой компании обязаны возместить ущерб, нанесенный пострадавшему человеку. Однако, происходит это только в ситуации, когда происшествие можно будет отнести к страховому, а не умышленному и при обращении лица в компанию с письменным заявлением (образец заявления в страховую компанию о выплате страхового возмещения можно найти здесь).

Какие случаи относятся к страховым?

Основополагающей задачей любой страховой компании является расследование инцидентов, которые произошли с их клиентами и компенсация в денежном эквиваленте убытков при подтверждении факта наступления страхового случая. Разбирательство будет инициировано только после обращения пострадавшего лица в компанию с письменным заявлением, документальными доказательствами и при соблюдении установленного порядка действий (по аналогии, в какой-то мере, с долгами по коммунальным платежам).

Перед оформлением и подачей заявления в уполномоченную компанию, прежде видится важным ознакомиться с ситуациями, которые могут быть отнесены к категории страховых случаев.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Страховым считается случай, при котором произошел инцидент, повлекший за собой утрату или серьезное повреждение застрахованного имущества или жизни и здоровья застрахованного гражданина. Важно отметить, что под обозначенную категорию не попадают происшествия, наступление которых произошло по вине самого пострадавшего или при отсутствии виновного лица.

Конкретный перечень страховых случаев и условия предоставления выплат определяются индивидуально и на основании заключенного договора между компанией и страхователем. При этом в законодательстве отмечается ряд ситуаций, когда отказ в рассмотрении заявления в страховую компанию будет правомерен. Ознакомиться с такими исключениями можно на примере происшествий с застрахованным транспортным средством:

  • Страхователь изъявил желание получить компенсацию за моральный ущерб или упущенную выгоду (например, при неосмотрительно оформленном отказе от наследства);
  • Если выплата денежных средств за причиненный вред не была оговорена в содержании договора с компанией;
  • Вред был нанесен в процессе проведения состязаний, испытательных работ;
  • Если ущерб был нанесен в ходе осуществления погрузочных или разгрузочных мероприятий.

Как написать заявление?

Наступление страхового случая предполагает необходимость уведомления компании — страховщика об инциденте. Для этого страхователь обязан составить заявление о страховом случае и предъявить его на рассмотрение страховщику или его уполномоченному представителю. Срок подачи заявления, а также варианты направления документа определяются сторонами в содержании договора. При отсутствии обозначенного положения в соглашении со страховой компанией, срок предъявления заявления составляет 30 дней с момента наступления инцидента или с момента, когда пострадавшее лицо узнало о страховом случае.

Своевременное обращение человека, в отношении которого наступил страховой случай, повышает вероятность выплаты денежных средств и снижает возможность компании отказать в выплате по причине неисполнения обязанностей.

Правильность оформления заявления играет немаловажную роль. Поэтому для заполнения можно использовать бланк, предоставленный сотрудниками компании или ознакомиться с предложенными правилами составления заявления:

  • Отмечаются сведения о страхователе;
  • Паспортные и контактные данные;
  • Уточняет информация о полисе гражданина;
  • Дата, место и время инцидента;
  • Обстоятельства происшествия и общие сведения о случившемся.

При отсутствии в компании унифицированного бланка, можно ознакомиться с предложенным образцом заявления в страховую компанию о наступлении страхового случая.

Скачать образец

Какие прилагаются документы?

При наступлении происшествия, страхователь по договору с компанией — страховщиком обязуется обратиться с заявлением для оповещения об инциденте. Помимо письменного уведомления, к заявлению прилагаются сопутствующие документы, свидетельствующие о правомерности требований гражданина.

Список документов, прилагаемый к заявлению о страховом случае может разниться в зависимости от варианта происшествия и от перечня, который указан в содержании договора сторон.

Например, в случае повреждения или утраты застрахованного автомобиля прилагаются:

  • Дубликат паспортного удостоверения гражданина, заверенный нотариальным сотрудником;
  • Документы, подтверждающие право владения и пользования автомобилем;
  • Акт, оформленный представителями ГИБДД (включая копию протокола или постановления о привлечении к административной ответственности) или документ, свидетельствующий о том, что на место происшествия не были вызваны работники уполномоченного органа;
  • Письменный отказ участников страхового случая в возбуждении уголовного делопроизводства;
  • Если интересы пострадавшего лица будет защищать представитель, к заявлению о наступлении инцидента прилагается также доверенности и дубликат паспорта гражданина;
  • Если сотрудники компании — страховщика одобрили предоставление денежных средств, предоставляется справка из банка для начисления денежных средств.

В случае смерти страхователя, к заявлению о наступлении страхового случая прилагаются:

  • Копия документа, заверенная сотрудниками судебно — медицинской экспертной группы, в содержании которого будут отмечены сведения об обстоятельствах смерти лица и проведенных анализах;
  • Дубликат документального подтверждения смерти страхователя, заверенный нотариусом;
  • Дубликат судебного постановления или копия документа, свидетельствующего о возбуждении или отказе от возбуждения уголовного делопроизводства;
  • Документ, выданный и заверенный уполномоченным органом, который свидетельствует о несчастном случае;
  • Если на момент смерти застрахованный гражданин пребывал в медицинском учреждении, к заявлению о наступлении страхового случая прилагаются все документы больного;
  • Если договором предусмотрена необходимость предоставления наследства преемникам умершего лица, предъявляется свидетельство о праве на наследственное имущество, удостоверения личности всех наследников.

Если страховой случай привел к инвалидности человека, к заявлению о его наступлении прикладываются:

  • Дубликат документального акта, свидетельствующий об установлении в отношении человека степени инвалидности, заверенный нотариусом;
  • Копия акта, подтверждающего осуществление медицинского освидетельствования;
  • Документ, который подтвердит факт возбуждения или отказ от возбуждения уголовного делопроизводства;
  • Если инвалидность наступила в результате случайного стечения обстоятельств, к заявлению о наступлении страхового случая прилагается специальный акт;
  • Копии документации больного гражданина с указанием точного диагноза и датой его установления;
  • Заверенные уполномоченным органом справки, которые содержат сведения о проведенных анализах на наличие в крови запрещенных или отравляющих веществ.

Список документов вместе с заявлением о наступлении страхового случая, предоставляется сотрудникам компании — страховщика лично или посредством использования почтовых услуг. Если компания располагает официальным сайтом с разделом, который позволяет пересылать документы в электронном формате, акты сканируются и направляются через интернет.

Особенности подачи и рассмотрения заявления

После оформления заявления требуется продумать возможные способы предоставления уведомления сотрудникам организации с учетом установленного времени на реализацию процедуры. Это обусловлено тем фактом, что в случае несвоевременного оповещения уполномоченных лиц, пострадавший гражданин может лишиться законной компенсации.

Подать заявление о наступлении страхового случая вместе с требуемыми документальными актами можно лично, через доверенного представителя, заказным письмом или можно обратиться к организации — страховщику через официальный сайт. Как уже отмечалось ранее, заявление надлежит направить не позднее установленного временного периода. Сроки разнятся в зависимости от происшествия и периода, который прописан в содержании договора сторон. Если застрахованный человек не располагает возможностью оповестить компанию — страховщика вовремя или собрать все необходимые документы, можно воспользоваться услугами доверенного представителя. Также можно написать заявление с уточнением уважительных причин пропуска установленного срока.

После уведомления сотрудников компании посредством заявления о наступлении страхового случая, представители организации обязаны провести проверку для определения достоверности изложенной информации. Для этого осуществляется следующая процедура:

  1. На место, где произошел инцидент направляется специалист, в обязанности которого входит осмотр и оценка ущерба. По окончании проверки составляется специальный акт, в содержании которого отмечаются:
    • характер вреда или полученных повреждений;
    • общие сведения о происшествии;
    • причины наступления инцидента.
  2. Также проводится проверка документации, предъявленной пострадавшим лицом. В некоторых случаях представители страховой компании обращаются в уполномоченные органы для получения дополнительной информации по делу;
  3. В зависимости от страхового случая может потребоваться привлечение независимого эксперта. После проведения проверки специалист обязан оформить заключение, которое позволит получить достоверную информацию об инциденте;
  4. После этого специалист устанавливает факт того, является ли происшествие страховым случаем и имеет ли право застрахованный гражданин на получение денежного возмещения.

Срок рассмотрения заявления о наступлении страхового случая и проверки полученных документов равняется 20 дням. Если страховая компания после подтверждения факта наступления страхового случая удовлетворила требования заявителя о начислении компенсационных выплат, требуется оформить дополнительное заявление. В тексте обращения надлежит отметить желание лица получить компенсацию. Денежные средства предоставляются в течение 20 дней.

Если организация отказала в рассмотрении заявления о наступлении страхового случая по причине нарушения условий договора или по результатам проверки поступил отказ в начислении денежных средств, пострадавшее лицо вправе обратиться в суд. Исковое заявление об оспаривании решения компании — страховщика направляется в мировой или районный суд. Обращение в первую инстанцию будет целесообразным, если цена иска меньше 50 тысяч рублей и наоборот. Для увеличения шансов на положительный исход дела к иску прилагается документация, подтверждающая позицию истца.

Бесплатная консультация юриста по телефону:
-->