После того как покупатель и продавец квартиры оформили договор купли-продажи, рекомендуется составить акт приема-передачи жилья. Именно эта бумага определит факт того, что теперь владельцем квартиры стало лицо, купившее ее. Благодаря документу передачи заканчивается срок действия договора продажи и все обязательства сторон считаются выполненными, в этот же момент передается ключ. Такие бумаги о передаче недвижимости регулируются определенной статьей Гражданского Кодекса Российской федерации, а именно статьей 556.
Для чего нужен акт приема-передачи квартиры?
Акт приема-передачи квартиры необходим для подтверждения передачи имущества лицу, купившему недвижимость. При его отсутствии договор купли-продажи считается недействительным и может быть оспорен в суде и расторгнут. Несмотря на основной контракт, без дополнительного документа квартира будет считаться принадлежащей продавцу. Новый владелец жилья не сможет провести регистрацию прав на собственность, не предоставив копии документов, включая акт приема-передачи. После подписания сторонами новый собственник получает права и обязанности по содержанию квартиры, а с продавца снимаются все полномочия и ответственность.
Также этот документ спасает от нарушений и рисков. К примеру, после подписания основного договора, покупатель в течение месяца портит внутреннюю отделку квартиры и заявляет, что она была продана ему уже в таком виде, а значит виноват продавец. Если стороны имеют акт приема-передачи, в нем прописывается вид жилья и его состояние в момент передачи прав и ключей. Стороны смогут защитить себя при помощи него при появлении каких-либо нарушений.
Оформление
Рекомендуется в передаточный акт вписать информацию о передаче ключей от дверей квартиры и почтового ящика, информацию о коммунальных платежах, об их оплате и отсутствии задолженностей. Также рекомендуется внести пункт об отсутствии претензий сторон друг к другу. Соглашение о передаче квартиры должно быть обязательно в письменной форме, написано в произвольном порядке, от руки или напечатано на компьютере.
Правила оформления акта приема-передачи квартиры по договору купли-продажи:
- Акт является дополнительным соглашением к основному контракту, поэтому должен быть в нескольких экземплярах и прикреплен к договору купли-продажи;
- При подписании документа, покупатель принимает ключи и все другие атрибуты владения жильем, а продавец получает денежную сумму, указанную в основном договоре;
- Регистрация акта в Росреестре обязательна, поэтому он делается в трех экземплярах, один остается у сотрудников Росреестра в архиве;
- При покупке квартиры в ипотеку, составляется и оформляется четвертый экземпляр акта, который стороны передают и оставляют в банковской организации, занимающейся ипотекой этих лиц;
- Не обязательно, но рекомендуется заверить документ приема-передачи в нотариальной конторе.
Подписание акта происходит только после того, как соответствующий специалист, вместе со старым владельцем квартиры и покупателем, проведут оценку качества ремонта, отделки и т. д.
Документы
Для правильного написания, регистрации в Росреестре и заверения нотариусом любого договора, необходим пакет документов. Также и с актом приема-передачи квартиры.
Список документов, необходимый для составления передаточного акта:
- Паспорта или другие удостоверения личности продавца и покупателя, а также их копии;
- Бумаги, устанавливающие права владельца на жилье;
- Основной договор купли-продажи, желательно сделать несколько экземпляров и снять с него пару копий, чтобы если понадобится где-то предоставить документ, можно было отдать одну копию или экземпляр;
- Если был выдан аванс, то соглашение аванса тоже необходимо предоставить для заключения акта;
- Если квартира была взята в ипотеку, то нужно будет обратиться в банк за выпиской и экземпляром или копией кредитного договора с финансовым учреждением;
- Все документы на недвижимость, включая кадастровые, технические, выписки из домовой книги и т. д.;
- Письменные соглашения о продаже квартиры от всех, кто имеет на нее долю. Сбором этих соглашений должен заниматься продавец.
Количество и список документов, а также содержание, оформление и составление акта приема-передачи квартиры регулируется Жилищным Кодексом Российской Федерации, Гражданским Кодексом РФ и отдельными постановлениями правительства.
Содержание документа
Органы, в которых стороны регистрируют договор купли-продажи не предъявляют требований к форме акта, но есть определенные условия для его содержания. Если при регистрации документа сотрудники видят какие-либо нарушения, то продавцу и покупателю предоставляется определенный срок на исправление.
Акт приема-передачи квартиры по договору купли-продажи обязательно должен содержать:
- Название документа, место и дату его составления и подписания;
- Паспортные данные или регистрационные данные (если это юридическое лицо) сторон сделки, для того чтобы можно было идентифицировать личность;
- Важнейший аспект — подробное описание объекта недвижимости, включая оценку его внешнего вида, имущество, наполняющее его, адрес, метраж, этаж, количество комнат с санузлом, кухней и т. д.;
- Основания, по которым жилье переходит от одного владельца к другому. В данном случае — это продажа;
- Указание отсутствия претензий;
- Если стороны согласны, то описание того, что было передано при подписании (ключи, коммунальные счета и т. д.);
- Подписи с расшифровками.
Все присутствующие в контракте числа должны быть оформлены в виде цифр, но прописаны также буквами, для избежания подделки документов.
Образец акта приема-передачи можно скачать по ссылке.
Процедура регистрации документа
После оформления всех документов, составления основного договора и написания акта приема-передачи квартиры стороны обращаются в Росреестр, где должны будут свои документы зарегистрировать. Без регистрации сделка будет считаться недействительной и ничтожной, отчего могут возникнуть проблемы, а в дальнейшем расторжение договора и суд.
Порядок регистрации акта приема-передачи квартиры по договору купли-продажи зависит от того, как отражен факт передачи квартиры в основном договоре купли-продажи. Если в основном документе указано, что момент передачи имущества происходит при подписании соглашения о передаче, то эта бумага необходима для регистрации в Росреестре. Если же информация об акте приема-передачи отсутствует в основном договоре, то он не нужен для регистрации.