После заключения договора займа возникает необходимость подтверждения факта передачи денежных средств заёмщику от заимодателя. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, подтверждением в данном случае может служить расписка (для физических лиц) или приходный кассовый ордер (для юридических лиц). Альтернативой им выступает акт приёма-передачи, оформление которого имеет ряд преимуществ.
Акт приема-передачи является двухсторонним, т.е. составляется и подписывается обеими сторонами, участвующими в сделке. Это даёт возможность внесения пожеланий, корректировок и удовлетворения требований участников. В отличие от расписки, при подписании этого дополнения между участниками не возникают обязательства, поскольку оно лишь подтверждает факт передачи. Выбор акта в качестве альтернативы наиболее актуален, когда на этапе передачи денежных средств возникают непредвиденные обстоятельства. Например, изменение способа передачи денег, поскольку формат документа позволяет внести некоторые уточнения без изменения собственно текста договора займа.
Следует помнить, что договор займа считается вступившим в законную силу только после осуществления платежа, то есть составления и подписания передаточного акта.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Это обязательное условие действительности договора.
Что это такое?
Акт приёма-передачи денежных средств – это не самостоятельный документ, а приложение к основному договору займа, подтверждающее, что условие по передаче денежной суммы, зафиксированное в основном соглашении, было выполнено кредитором.
Без этого дополнения сам договор формально свидетельствует о намерении осуществить передачу, но не доказывает выполнение этого условия. Потому передаточный акт является надежным и крайне важным элементом, способным уберечь займодателя от рисков, споров и изнурительных судебных разбирательств.
Иногда в договоре могут быть прописаны дополнительные условия, к примеру, о том, что соглашение будет подписано только после передачи средств заёмщику, т.е. подписи сторон в самом договоре будут являться подтверждением факта передачи и в дополнениях нет необходимости, но следует понимать, что это риск.
Требования к оформлению
Законодательством не регламентируется единая форма документа, лишь основные требования к оформлению.
Чтобы составить передаточный акт к договору займа, необходимо:
- Внести в документ паспортные данные и другие реквизиты сторон. Если участником соглашения является юридическое лицо, также указываются регистрационные данные компании. Бланк подписывается его представителем и скрепляется печатью организации. Полномочия представителя указаны в уставе фирмы, зачастую в этом качестве выступает руководитель. Право на подпись иного лица может подтвердить нотариально заверенная доверенность;
- Определить размер передаваемой денежной суммы и используемую валюту (сумму указать в том числе прописью);
- Обозначить способ передачи средств: наличный расчет или перечисление на банковский счет. В случае безналичного расчета желательно указать банковские реквизиты получателя.
Поскольку акт является дополнением к договору, при его оформлении необходимо сослаться на соглашение о займе, указав его порядковый номер и дату составления. Документ формируется и подписывается в двух экземплярах – по одному для каждой из сторон, что является безусловным преимуществом и дополнительной гарантией безопасности сделки для участников.
В момент осуществления возврата долга, в подтверждение составляется акт возврата денежных средств по договору займа, который содержит ту же основную информацию. Помимо этого в нём указывается сумма основного долга, ранее уплаченные проценты и штрафы (при наличии).
Образец акта приема — передачи
В соответствии с вышеизложенной информацией, содержание акта приема-передачи денежных средств по договору займа будет следующим:
- данные сторон, реквизиты;
- дата и место составления;
- способ передачи средств.
Бланк акта приема-передачи доступен по ссылке: