В случае, если продукт теряет свой товарный вид или у него проходит срок годности, то сотрудники предприятия должны составить акт о снижении его стоимости. Он составляется руководителем предприятия и специально собранной комиссией.
Акт составляется на трех страницах. Заполнение третьей страницы, содержащей таблицу, является ключевым моментом заполнения акта.
Читайте в статье о ситуациях, в которых необходимо составление акта, о порядке его оформления и о положениях, которые он должен содержать.
Когда он необходим?
Уценка товара — это процедура уменьшения его действительной стоимости.
Уценка товара происходит в следующих ситуациях:
- на него понижается спрос;
- его моральная значимость устарела;
- цена была снижена на рыночном уровне;
- истек срок годности;
- товарный вид был поврежден.
Главной целью уценки товара является его продажа по сниженной цене для минимизации потерь. Чаще всего уценка происходит из-за истекшего срока годности.
Порядок уценки товара:
- Составляется приказ. В нем содержатся требования и особенности процесса снижения действительной стоимости товарного объекта.
- Инвентаризация. Перед снижением цены на товар, необходимо проанализировать его количество и состояние.
- Определение стоимости товара на рынке. Для ее определения назначается комиссия. В ее состав входят:
- эксперты, определяющие качество уцененного объекта;
- логисты;
- работники предприятия, в обязанности которых входит проверка товарного объекта и его количества.
Акт уценки — бумага, составляющаяся для фиксирования причин, по которым производится уценка товара.
Следует помнить, что подобный процесс с недвижимостью происходит очень редко, и рассчитывать на него, к примеру, при оформлении акта приема передачи строительной площадки подрядчику не стоит.
Правила оформления
Акт уценки товара составляется в произвольной форме, но должен соответствовать нормативным постановлениям (в чем-то схож с актом о дисциплинарном взыскании, например, при опоздании на работу или прогулах).
Правила составления акта на уценку товара:
Документ состоит из 3-х страниц:
- Первая — титульная;
- Вторая — третья: характеристики уцененного объекта.
На титульном листе должны быть указаны сведения о предприятии и о причинах, по которым ее руководить принял решение об уценке товара. Также на титульной странице должна стоять подпись руководителя организации о согласии об уценке.
На второй и третьей странице заполняется таблица, состоящая из 24 граф. В ней должны быть обозначены данные о сниженных ТМЦ. Особое внимание уполномоченное лицо должно обратить на заполнение третьей страницы. Она должна содержать следующие данные:
- сумма уцененного продукта;
- причина снижения рыночной стоимости;
- признаки, по которым было принято решение снизить стоимость.
В акте также указывается следующая информация:
- процент произведенной уценки;
- разница в новой и старой цене;
- стоимость товара до уценки и после ее назначения.
Документ составляется в двух экземплярах:
- первый передается в бухгалтерию с прикрепленным к нему актом о проведении инвентаризации;
- второй остается на руках у проверяющего.
Реквизиты юридического лица указываются полностью:
- наименование предприятия;
- юридический адрес, где по факту находится организация;
- реквизиты.
Порядок проведения уценки товара:
- Сбор и оформление документации.
- Решение о снижении товарного объекта.
- Сотрудники компании меняют ценники на продукцию и предлагают его покупателям по сниженной цене.
Важно! Руководители компаний должны строго соблюдать выше перечисленный порядок, любое отклонение от него наказуемо.
Образец акта
Содержание акта уценки товара:
- наименование товарного объекта;
- его общее количество;
- артикул;
- его товарная характеристика;
- основания, на которых снижается стоимость товара.
После заполнения акта на нем должны быть проставлены подписи участников процесса и ответственных за хранение уцененной продукции. Второе название акта об уценке товара МХ-15.
В проверяющую комиссию в обязательном порядке должны входить лица, работающие с продуктом и отвечающие за его сохранность.
Важно! В большинстве случаев руководители предприятия снижают стоимость продукции из-за его истекшего срока годности. Продукт выставляется на середину зала и продается по акции.