Оформление акта выполненных работ в гражданско-правовых сделках – важный элемент защиты интересов сторон. Такой документ составляется в рамках договоров о выполнении дел или оказании услуг, являясь своего рода отчётом. Оформлять акты выполненных работ по договору оказания услуг нужно максимально внимательно.
Он подтверждает факт исполнения обязательств одной стороной (например, возведения подрядчиком строения, затребованного в соответствии с другим актом, описание которого можно найти по этой ссылке), получение результата в своё владение другой стороной и выступает доказательством того, что другая сторона не имеет претензий по основным пунктам договора, например, по объёму, качеству, сроку исполнения.
Что это такое?
Сторонами сделки, как правило, выступают заказчик и исполнитель.
Акт выполненных работ оформляется после принятия работы или услуги заказчиком целиком или в части. Он сообщает исполнителю о недочётах, изъянах, иных несоответствиях и делает о них отметки в акте, так как только в этом случае он сможет ссылаться на них в суде. В таком случае, заказчик может не подписывать документ.
Исполнитель должен устранить все указанные выше недостатки. До сдачи заказчику окончательного результата выполненных дел, исполнитель не вправе требовать оплаты. Если претензий нет, также следует сделать соответствующую запись. Стороны могут ссылаться на акт выполненных действий для защиты своих прав в случае возникновения спора в суде.
Оформление акта выполненных работ регулируется:
- Гражданским Кодексом Российской Федерации.
- Федеральным законом о бухгалтерском учёте.
- Налоговым законодательством РФ.
Правила оформления
Единообразный бланк предусмотрен только в сфере строительства, в остальных случаях документ составляется, как правило, заказчиком, в произвольной форме с обязательным указанием следующих положений:
- дата оформления акта;
- имена сторон для физических лиц, наименования – для юридических лиц и иные данные сторон;
- наименования, перечень и объём выполненных работ/оказанных услуг;
- цена выполненных действий/оказанных услуг или их натуральное выражение;
- в случае необходимости – данные о лицах, ответственных за осуществление сдачи/приёма работ или услуг: фамилия, имя, отчество, должность;
- подписи и печати сторон.
Также можно включить:
- сведения о времени, отведённом на выполнение работ;
- соответствии принятых дел по качеству и количеству;
- денежные затраты и их обоснование.
Если стороны договора – юридические лица, следует указать реквизиты. Организации вправе составлять собственные бланки актов, используемые в их деятельности.
Все данные, указанные в документе, должны совпадать с соответствующими данными, указанными в договоре.
Документ составляется в 2-х экземплярах – по одному каждой стороне, заверяется подписями и, при необходимости, печатями сторон. Если в договоре указаны несколько видов услуг или работ, можно перечислить все в одном акте или составить отдельный для каждой работы/услуги.
Образец акта
Акт выполненных работ состоит из двух частей:
- вводной – содержит основания составления документа;
- основной – описание работ/услуг.
Если стороной договора выступает юридическое лицо, ответственность за неверное оформление акта несёт руководитель организации. Несвоевременное отнесение указанных затрат ведёт к занижению или завышению налога на прибыль в соответствующий период.
Наиболее удобная форма представления информации – таблица.
Акт выполнения работ или оказания услуг может выступать первичным бухгалтерским документом, основанием отнесения соответствующих расходов к затратам предприятия покупателя и прибыли для продавца. Особое значение акт имеет для предприятий и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на выполнении работ.
Если составление акта выполненных работ прямо не предусмотрено законом, стороны могут указать это условие в договоре.