Оформление акта сдачи квартиры арендатору

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Сдача квартиры в аренду — это дополнительный источник дохода для одной стороны, и альтернатива приобретения собственного жилья — для другой. Такие сделки заключают каждый второй обладатель недвижимости. Однако, также велики риски повреждения имущества или его хищения. Арендодатели тоже бывают недобросовестными и сменяют замки после предварительной оплаты. В целях предупреждения мошенничества особенно важно знать как оформить, в соответствии с законом, акт сдачи квартиры в аренду и к чему нужно быть готовым наемщику и арендодателю.

Для чего необходим акт сдачи жилья?

По законодательству РФ, наем квартиры подразумевает подписание соответствующего договора об аренде жилого помещения, в котором указаны условия совершения сделки и обязательства каждой из сторон. Однако, сам по себе документ не имеет юридической силы. Факт передачи квартиры временному жильцу осуществляется по акту приема передачи. Правовые нормы аренды квартиры подробно описаны в главе №35 ГК РФ.

Для того чтобы снять жилое помещение, необходимо соблюдать законные условия оформления сделки. Акт приема — передачи квартиры составляется в произвольном порядке в двух экземплярах. Некоторые арендаторы предпочитают заверять соглашение у нотариуса, однако, в законе отсутствует требование регистрировать документ в обязательном порядке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Акт сдачи квартиры арендатору — это гарантия того, что в будущем у сторонников сделки не возникнут недопонимания, которые придется разбирать в судебном порядке. В перечне смотрового листа описывается все имущество, которое есть в квартире. В случае хищения, преступление возможно доказать. Также и с оплатой за аренду квартиры — деньги перечисляются в согласованный срок. Стоимость не может быть повышена без весомых оснований.

При подписании документов следует проверить:

  • свидетельство о регистрации права собственности;
  • разрешение супруга или супруги на сдачу квартиры в аренду.

Арендодателю, в свою очередь, необходимо запросить копию паспорта у наемщика.

При официальном оформлении процедуры найма, арендодателю потребуется ежемесячно платить налог (13 процентов от суммы дохода). При заключении договора через агенство недвижимости, услуги фирмы оплачиваются в 10 — 100% от стоимости аренды. Если акт оформляется на основании безвозмездного пользования, то такой же налог будет изыматься у наемщика, в размере средней стоимости арендной платы, установленной в регионе.

Правила оформления

Акт приема — передачи квартиры в аренду означает, что с момента подписания ответственность за имущество несет арендатор жилья, а собственник квартиры получает дивиденды в строго обговоренный срок. Законодательством не регламентирована определенная форма документа, однако, акт должен содержать подробную информацию о квартире и имуществе.

За нанесение ущерба имуществу, по договору, может изыматься отдельная плата с учетом:

  • степени износа;
  • халатности коммунальных служб;
  • стихийных бедствий.

В случае возникновения спорных ситуаций, разрешить вопрос поможет акт приема — передачи, где подробно описано состояние жилья на момент сдачи во временное пользование.

Подписывая документы, арендодателю и наемщику следует быть предельно внимательными, так как любое упущение может привлечь к правовым последствиям и нарушениям сделки, в следствие чего договор утрачивает силу.

Правила составления акта сдачи квартиры арендатору:

  • в трех экземплярах, если документ заверяется у нотариуса или в агентстве недвижимости;
  • на основании условий договора аренды;
  • при наличии парковки, кладовки или подвального помещения для хранения вещей, арендодателю требуется предоставить доступ пользования;
  • акт, совместно с договором, требуется зарегистрировать в Росреестре;
  • список вещей в квартире лучше оформить дополнительным документом.

Образец акта

Заезжая в новую квартиру, необходимо составить акт приема — передачи жилья, где подробно описывается объект недвижимости, перечень вещей, а также количество ключей, которые предаются временному жильцу. Арендатор вправе прописаться в квартире на срок, который установлен в договоре найма. Совместно с квартирой, на жильца возлагается обязательство по сохранности имущества и оплате коммунальных счетов, если иное не предусмотрено договором.

Акт сдачи квартиры арендатору содержит следующую
информацию:

  • паспортные данные участников сделки;
  • дата и место заключения договора;
  • порядковый номер документа;
  • подробные сведения об объекте недвижимости (адрес, этаж, площадь квартиры, количество комнат и балконов);
  • состояние жилья (ремонт, исправность техники или водопроводных труб);
  • перечень имущества (мебель, бытовая техника, столовые сервизы и другие ценные вещи);
  • выписка из ЖЭКа об отсутствии задолженности по коммунальным услугам;
  • стоимость аренды;
  • способ расчета;
  • срок проживания;
  • претензии сторон;
  • подписи.

Cкачать образец акта приема — передачи квартиры в аренду по ссылке.

Регистрация

Законодательство РФ обязывает всех арендодателей регистрировать договор найма жилья. Помимо этого, в государственные органы требуется предоставить акт приема — передачи. Регистрация документа дает законное основание пользоваться квартирой третьими лицами, а в случае возникновения спорных ситуаций, дело разрешается в судебном порядке. Таким образом, как собственник, так и наниматель, могут минимизировать риски и обезопасить себя.

В основном, договор аренды заключается на 5 лет. Минимальный срок найма составляет 12 месяцев. При меньшем сроке не требуется регистрировать договор в государственном органе, однако, сделка должна быть заверена у нотариуса.

Процесс регистрации акта сдачи квартиры арендатору занимает 5 дней. По прошествии этого времени, на руки выдается документ, подтверждающий право на проживание в квартире третьего лица. Государственная пошлина за услуги Росреестра составляет 350 рублей. Обязательство по оплате возлагается на арендодателя, если договором не предусмотрено иное.

Пакет документов, предоставляемый в Росреестр для регистрации договора аренды квартиры:

  • свидетельство регистрации права собственности;
  • выписка из ЖЭКа об отсутствии долгов по коммунальным и прочим услугам;
  • технический паспорт помещения;
  • разрешение супруга или органов Опеки и Попечительства (если у граждан есть доля в квартире);
  • договор аренды;
  • акт приема — передачи квартиры арендатору.

При регистрации, присутствие сторон обязательно. Предоставляются копии паспортов, а также другие удостоверяющие данные. Если сторонники сделки — юридические лица, необходимо приложить полный пакет учредительных документов, а также справки о постановке на учет в налоговом органе.

В будущем, за арендатором сохраняется первоочередное право найма жилья. Если по истечению срока договора стороны решили продлить аренду, пролонгацию документа также следует регистрировать в Росреестре за отдельную плату.

Собственнику помещения следует учитывать, что в момент аренды придется оплачивать НДФЛ, который составляет 13 процентов от стоимости найма. Если арендодатель — юридическое лицо или владелец индивидуального предприятия, налог будет составлять 6 процентов от дополнительного дохода. Помимо этого, в момент регистрации акта приема — передачи, жилье переходит в статус обременения. Право на проживание третьих лицо заканчивается по истечению срока найма, что также следует зарегистрировать в Росреестре.

Бесплатная консультация юриста по телефону:
-->