Продажа или приобретение квартиры — безусловно трудоёмкое и ответственное мероприятие. И кроме того, что сторонам подобной сделки следует с особым вниманием изучить друг друга с целью исключения фиктивности договорённости, необходимо правильно оформить сопутствующие и итоговые документы. Основным документом во время оформления сделок с участием недвижимого имущества является договор купли-продажи. Однако в большинстве случаев немаловажным приложением к нему является акт приема-передачи квартиры или любой другой недвижимости. Но что это за документ, и зачем он нужен? Требуется ли отдельная регистрация для него, и можно ли без него обойтись? Ответы на эти вопросы вы найдёте в нашей статье.
Для чего нужен акт приема-передачи квартиры?
В соответствии с регламентом статьи 556 («Передача недвижимости») Гражданского кодекса Российской Федерации, фактическая передача квартиры новому владельцу происходит при заключении придаточного документа в отношении договора купли-продажи. Непосредственный момент обмена недвижимости на её денежный эквивалент считается документально подтверждённым после того, как акт приема-передачи квартиры подписывается фигурантами договора. Таким образом, акт приема-передачи является свидетельством полноценного исполнения продавцом и покупателем обязательств, предписанных в основном договоре.
Без оформления рассматриваемого документа, сделка не может считаться совершённой. Это связанно с тем, что отказ от составления акта приема-передачи квартиры имеет следующие юридические последствия для покупателя:
- Новый владелец не может в полной мере распоряжаться недвижимостью;
- Если покупатель недоволен действиями застройщика или качеством монтажных/ремонтных работ, ему трудно будет что-либо доказать.
Важно! Необходимо помнить, что при отказе застройщика подписывать документ, свидетельствующий о приеме-передаче квартиры, покупатель вправе обжаловать данное решение в судебном порядке.
На основании всего вышеизложенного, можно с уверенностью заявить, что наличие акта приема-передачи является не только подтверждением факта обмена, совершённого сторонами основного соглашения. Рассматриваемый документ предоставляет собой доказательную опору полномочий нового владельца квартиры или иного недвижимого имущества. Настоящий акт разработан для защиты юридических прав покупателей, поэтому наличие этого приложения к соглашению купли-продажи желательно как для первичного, так и вторичного рынка недвижимости.
Оформление акта
Документ оформляется при подписании основного договора купли-продажи квартиры. Актуальным Гражданским законодательством предусматриваются следующие правила оформления акта приема-передачи квартиры по договору купли-продажи:
- Рассматриваемый акт заполняется письменно при помощи шариковой ручки чернилами чёрного или синего цвета (однако допускается и печатное оформление);
- При заполнении бланка свидетельства приема-передачи недвижимого имущества присутствуют обе стороны договора купли-продажи или их законные представители;
- Для составления рассматриваемого документа фирменного бланка не требуется, достаточно стандартного листа офсетной бумаги формата А-4;
- Рассматриваемый документ не допускает наличия заметных исправлений, неаккуратных клякс и грамматических ошибок;
- Акт составляется в трёх экземплярах, один из которых предназначается для регистрирующего органа, два других остаются у сторон;
- Структура акта приема-передачи квартиры, разработанная законодательством, должна быть последовательно сохранена.
Законодательством не допускается наличие в акте приема передачи квартиры ложной или непроверенной информации. Неверно составленный документ подобного типа не обладает юридической силой.
Содержание документа
Акт приема-передачи квартиры по договору купли-продажи обладает следующей структурой:
- Наименование документа — «Акт приема-передачи к Договору купли – продажи квартиры от (указывается год составления)»;
- Указание субъекта России, на территории которого настоящий акт составлялся;
- Дата оформления;
- Личные идентификационные реквизиты продавца и покупателя (с указанием контактной информации);
- Информация о квартире, которую покупатель приобрёл на основании договора купли-продажи. Указывается адрес и характеристики рассматриваемого недвижимого имущества;
- Положение об отсутствии у продавца фактических претензий в отношении состояния жилплощади;
- Засвидетельствование факта приема и передачи правоутверждающих документов на квартиру;
- Указание на то, что с момента вступления настоящего акта в юридическую силу вся ответственность за сохранность приобретённой недвижимости возлагается на покупателя;
- Определение количества составляемых экземпляров рассматриваемого документа;
- Подписи сторон с подробной расшифровкой (ФИО полностью, исключаются сокращения или инициалы).
Скачать образец акта приема передачи на квартиру можно по ссылке:
Документы
Рассматриваемый документ оформляется во время непосредственного оформления сделки с участием недвижимого имущества. Следовательно, список документации для составления акта приема-передачи квартиры по договору купли-продажи будет следующим:
- Удостоверение личностей сторон сделки;
- Правоустанавливающие документы на квартиру;
- Кадастровый паспорт недвижимости;
- Настоящий договор купли-продажи;
- Разрешение органов опеки и попечительства (если одной из сторон сделки является гражданин, не достигший возраста совершеннолетия).
Документы из представленного выше перечня предоставляются в виде оригиналов и ксерокопий по числу лиц, участвующих в сделке с реализуемой недвижимостью. Если интересы покупателя или продавца представляет третье лицо, необходимо оформить на него нотариально заверенную доверенность.
Процедура регистрации документа
Чтобы зарегистрировать акт приема-передачи квартиры при оформлении договора купли-продажи, можно обратиться в следующие государственные органы:
- В Регистрационную палату;
- В Многофункциональный центр (МФЦ).
Одновременно с регистрацией рассматриваемого акта происходит оформление перехода права собственности. Общая стоимость данной комплексной процедуры на период 2018 года составляет 2000 рублей. Если у приобретаемой квартиры предполагается несколько собственников, указанная выше сумма разделяется между ними в равных пропорциях (например, если у рассматриваемой недвижимости — 4 владельца, каждый из них обязуется заплатить по 500 рублей). Уплатить государственную пошлину можно посредством терминала либо в любом филиале Сбербанка Российской Федерации.